Немного об узлах


Человечество, наверное, использует узлы со времени своего возникновения. Наибольшего совершенства искусство вязания узлов за тысячи лет достигло на флоте. Абсолютное большинство узлов, которыми мы сейчас пользуемся- это именно морские узлы.

 

Условно можно определить следующие разновидности узлов :

-    Узлы для связывания веревок между собой

-    Узлы для крепления за опору

-    Проводники

-    Схватывающие узлы

-    Контровки

-    Узлы специального назначения

Рассмотрим несколько распространенных узлов,  которые могут пригодится.

Для связывания веревок одинаковой толщины и жесткости можно использовать прямой узел. Он очень быстро завязывается, но имеет несколько существенных недостатков: трудно развязывается после снятия нагрузки, ослабляется на жестких синтетических веревках, потому при работе на веревках людей обязательно вяжутся контровочные узлы. Вариантами прямого узла являются рифовый, когда выпускается одна петля, и всем известен бантик, которым мы вяжем шнурки на ботинках.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Возникает вопрос: супернадежный морской узел, а шнурки постоянно развязываются. Почему? Да потому, что большинство людей вместо прямого вяжут т.н. бабский, а он не держит, равно как и т.н. левый, который может образоваться, когда прямой вяжут вторым способом, сделав петлю на одном конце и обводя вокруг нее другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Более надежным узлом для сращения одинаковых веревок является встречная восьмерка. Для ее завязывания на одном конце вяжется контровка- восьмерка, а второй конец запускается навстречу, повторяя все изгибы веревки. Хотя на вязание этого узла идет много время, он имеет преимущества перед прямым- не нуждается в контровке и развязывается даже после значительной нагрузки, несколькими переломами узла в руках.



 

 

 

 

 

 

 

Возникает вопрос: а что делать, если сращивающиеся веревки отличаются толщиной или жесткостью? Для этого тоже существуют специальные узлы. Самый простой и, наверное, наилучший из них- узел брамшкотовий. На более толстой или жесткой веревке складывается петля, а более эластичная просовывается у нее, делает два оборота и выводится наружу. Контровка обязательна! (на фото не показана). Узел иногда используют и на одинаковых веревках. Он очень удобен тем, что после снятия нагрузки легко развязывается.



 

 

 

 

 

 

 

Рекомендованный в некоторой литературе узел академической очень не советую- поверьте многолетнему опыту, на синтетических веревках не держит.

Для крепления за опору используют много узлов, но, наверное, самый распространенный из них- узел булинь, или беседочный. Издавна используется на флоте, в том числе, когда моряка, который сидел в петле, опускали за борт для работы (не советую повторять). Первые альпинисты, не имея современного страховочного снаряжения, вязали булинь под руки для страховки при движении в связке. Петля узла не затягивается. После снятия нагрузки легко развязывается. Контровка обязательна (на фото не показана). Один из способов вязания.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В нашем електронно- атомно- компьютерном мире веревки продолжает использоваться, и так будет, наверное, всегда. Умение быстро и правильно завязать узел спасло жизнь многим людям, и не только морякам и альпинистам. В конце концов, от пожара в "пенопластовой" многоэтажке никто не застрахован, а пожарные лестницы не везде можно подогнать, да и высота их ограничена. Но спуск с высоты и спасательные работы- это уже другая тема.