Сигналы "Земля-Воздух"


 

Общепризнанные сигналы бедствия "земля-воздух".

 
Основное условие для спасения - сообщить другим о том, где Вы находитесь и что Вам нужна помощь. Хорошо, когда есть связь, но если ее нет, тогда нужно воспользоваться общепризнанными сигналами бедствия.

Самый известный из сигналов - "SOS". Буквы "SOS" в переводе с английского представляют собой аббревиатуру из первых букв слов фразы "Спасите наши души". Приняты для стандартного сигнала бедствия, так как при передаче сигнала азбукой Морзе имеют характерное звучание, которое невозможно спутать- три точки, три тире, три точки. "SOS" можно написать большими буквами на земле, можно передать по радио с помощью азбуки Морзе или другими известными Вам способами.

Также сигнал бедствия может быть подан с помощью табельных или подручных средств, используя сигналы международной кодовой таблицы, с помощью радиосигнала или звука, а также с использованием сигнальных костров.

 Радиосигналы.

Многие спасательные средства комплектуются радиопередатчиками, которые настроены на аварийную частоту и могут посылать сигналы, по которым можно установить местоположение человека, который подал этот сигнал. Но не всегда этот радиосигнал может быть эффективен, так как большинство аварийных передатчиков весьма ограничены в радиусе действия, поскольку они работают в метровом диапазоне и только в зоне прямой видимости, когда нет препятствий. Поэтому, в целях экономии заряда батарей, сигнал бедствия следует послать с периодическим и регулярным его повторением. Если кто-то услышит Ваш сигнал, то поймет, что сигнал может снова повториться.

Что же касается бортовых передатчиков, то они, в отличие от аварийных, могут работать в разном волновом диапазоне.

Пиротехнические средства.

Сигналом бедствия принято считать одну или несколько ярко-красных или малиновых ракет, которые запускаются поодиночке через короткие промежутки или длинный красный свет планирующей парашютной ракеты.

Также в качестве выгнала бедствия могут быть истолкованы огни любых ракет, которые пускаются сериями по три штуки, с небольшими интервалами между выстрелами.

Международная кодовая таблица сигналов "земля-воздух".

Международные сигналы бедствия "земля-воздух" в виде определенных символов кодовой таблицы помогут сообщить о Ваших основных потребностях и увеличить шансы на Ваше спасение.

Символы этой таблицы выкладываются на земле, на открытых местах, которые хорошо просматриваются с воздуха. Поэтому при выборе места размещения сигнала на земле всегда необходимо изучать местность и использовать горизонтальные участки или участки на тех склонах, из которых наибольший сектор видимости. Это же касается и световых сигналов. Для них лучше выбирать высокие места.

К световым сигналам относятся сигнальные костры, а также сигнальные зеркала.


 Сигнальные костры.

Огонь и дым - это прекрасный способ привлечь к Вам внимание. Устройство сигнальных костров является одной из первых задач, после того как будут решены насущные проблемы.

Сигнальное зеркало.

Сигнальное зеркало - один из лучших способов подачи сигнала бедствия с помощью солнечного "зайчика", который обладает хорошим эффектом указания своего местоположения в солнечную погоду.

Звуковые сигналы.

Звук всегда привлекает внимание, особенно в зоне прямой видимости, когда помощь недалеко, а Вы не способны добраться до нее. В этом случае может быть достаточно крика или, если есть свисток, с его помощью можно подать звуковой международный горный сигнал бедствия. Он подается точно так же, как и "SOS" - шесть свистков в минуту, затем минута молчания, а затем все повторяется.

Жестовые сигналы.

Жестовые сигналы можно эффективно использовать, чтобы привлечь к себе внимание в пределах визуального контакта. Для этого используют знаки международной аварийной жестовой сигнализации.

Все общепризнанные международные сигналы бедствия “земля-воздух” сведены в одну кодовую таблицу. Вам нет необходимости запоминать все существующие сигналы. Вам нужно запомнить только основные из них, которые приведены ниже.

Международный стандарт размера сигнала – 10 метров в длину, 3 метра в ширину и 3 метра между знаками, но не меньше, чем 2,5 метра, потому что с большого расстояния или высоты знак будет сливаться в пятно.

        Для оборудования сигнала можно использовать все, что есть под руками: спасательные жилеты, разрезанную на куски ткань, бревна деревьев или камни, обломки транспортного средства, хвойный лапник или ветки деревьев, связанные в длинные жгуты растения. На берегу реки или моря можно использовать гальку или выброшенные прибоем водоросли.

        Если случилось так, что у Вас не из чего выложить сигнал, тогда его можно не выкладывать, а выкапывать. Для этого можно снять дерн, перевернуть землей вверх и аккуратно выложить на траву вдоль траншеи. Это даст возможность  увеличить ширину знака.

        В зимний период на снегу сигнал "рисуется" с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается. Дно вытоптанных траншей выкладывается любым темным материалом. Основное правило при устройстве траншей – не топтаться рядом с ними, чтобы вместо четко читаемого сигнального знака не получились десятки идущих в разные стороны тропинок.

       Оборудованные таким образом сигналы могут работать как днем, так и ночью, если ночью в углублениях развести огонь.

        Находясь в пустынной местности, где выбор материала небольшой, сигнал бедствия можно подавать с помощью тени. Для этого самым эффективным сигналом будет развешивание на кольях, вбитых в песок, полотнища ткани или даже куски бумаги, которые могут быть любой окраски, потому что отбивать сигнал будут не ткань или бумага, а отбрасываемая ими тень. Такой сигнал может "работать" только два раза в сутки – утром и вечером, когда тень достаточно хорошо может читаться с воздуха.

        Главное и основное правило – сигнал должен быть ярким и контрастировать на фоне местности, чтобы сигнал можно было легко заметить. Проще говоря, на светлом фоне знаки должны быть как можно более темными, на темном фоне – максимально светлыми.       

 

       

Сигнальные костры – это один из самых простых, самых древних и самых доступных способов подачи сигналов.

        Самое основное, что надо знать, – эффективность сигнального костра будет зависеть от места его разведения. Место для сигнального костра необходимо выбрать недалеко от Вашей стоянки, которое хорошо видно на большом расстоянии, как с земли, так и с воздуха. Лучше всего для этих целей подойдут места, которые хорошо просматриваются как с воздуха, так и по горизонту: возвышенности, склоны холмов, открытые поляны, широкие просеки и открытый берег реки или моря. Если развести костер в густом лесу или на дне ущелья, то пользы от него в качестве сигнала может быть немного.

         Согласно общепринятым международным сигналам бедствия принято разводить три костра, которые могут располагаться либо на одной линии, либо в виде равностороннего треугольника.
Расстояние между кострами должно быть не меньше 30-50 метров. Для обеспечения возможности посадки самолета или вертолета оборудуются 5 костров в виде буквы ”Т”, которые указывают место, пригодное для посадки.

        Для того, чтобы подавать сигнал бедствия с помощью костров, Вам необходимо позаботиться о том, чтобы Ваш костер горел и был виден в любую погоду. Для этого необходимо подготовить запас дров у каждого костра. Слишком много дров не бывает, поэтому пусть лучше больше, чем в самый ответственный момент их не хватит. Кроме этого, на случай плохой погоды у каждого костра нужно подготовить и запас надежной растопки.

        Наиболее эффективный сигнал от костра – дымовой сигнал. Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, еловый лапник или траву. Такой дым будет хорошо заметен. Также нужно помнить и о цвете дыма. В ясную, солнечную погоду хорошо заметен белый дым, а в зимнюю и пасмурную летнюю погоду хорошо будет просматриваться черный дым. Для этого нужно добавлять в костер куски резины, солярку, пластик или промасленную ветошь, если, конечно, у Вас это будет в наличии. Поэтому, лучше всего подавать комбинированный сигнал – густой белый и темный дым от двух близко расположенных друг к другу костров.

        В ночное время цвет дыма не виден, поэтому нужно использовать яркий костер из сухих дров. Яркое пламя легко можно увидеть с воздуха на расстоянии до 20 км, а с земли – до 10 км.

        При оборудовании сигнального костра в дождливую или сырую погоду его лучше делать каскадным, двух или трех ярусным. На нижнем ярусе выкладывается в виде шалаша растопка и сухие небольшие ветки, а верхние ярусы, которые должны образовать влагозащитную крышу, нужно выложить из сухого лапника или из веток деревьев лиственных пород с подсохшими листьями. После загорания растопки в каскадном порядке будут загораться все верхние слои.

       Находясь в сырой местности, а тем более на болоте, на сильно увлажненной почве для устройства сигнального костра необходимо оборудовать подложку или помост на небольшой высоте, что даст возможность изолировать дрова от влаги.

        Находясь на плоту, для того чтобы бревна плота не загорелись, на них сверху надо выложить подушку из камней, земли, дерна или песка. Особенно хорошо эти костры заметны, когда плоты стоят на якорях посреди водоема.

        Если по какой-либо причине Вам удалось развести только один костер, тога его рекомендуется периодически чем-то прикрывать: куском ткани, пучком густых веток или загораживать своим телом. Прикрывая и открывая пламя можно передавать сигнал бедствия с помощью азбуки Морзе – три коротких, три длинных, три коротких, пауза и снова повторить.

         Важно помнить – для быстрого и гарантированного разжигания сигнальных костров около них нужно оборудовать круглосуточный наблюдательный пост, где разжечь и поддерживать в небольшом костре постоянный огонь, чтобы мгновенно разжечь основной сигнальный костер. Это Ваша гарантия быстрой подачи надежного сигнала.

 

Пускание с использованием зеркала яркого солнечного "зайчика" – один из лучших способов подачи сигнала бедствия в солнечную погоду.

       Существует несколько различных по конструкции сигнальных зеркал, которые в специальной литературе называют – гелиограф, что в дословном переводе означает "пишущий солнцем". Как правило, сигнальное зеркало всегда входит в комплектацию НАЗ (неприкосновенного аварийного запаса).

        Аварийные комплекты наиболее часто комплектуются малым сигнальным зеркалом. Дальность обнаружения сигнала, подаваемого таким сигнальным зеркалом, может достигать до 14 км. Кроме этого, сигнальным зеркалом можно подавать сигнал в полнолуние ночью и даже в туманной дымке.

        Принцип работы штатных сигнальных зеркал прост. Чтобы подать сигнал о помощи, в этом зеркале необходимо поймать солнечный "зайчик" на близко расположенном предмете, совместить его с прицельным отверстием, а затем направить его в сторону цели. Когда "зайчик" попадет в поле зрения прицельного отверстия, он будет виден как яркая звездочка.

       Когда у Вас нет специального сигнального зеркала, тогда его можно изготовить из отполированной до зеркального блеска любой металлической пластины. Чем лучше будет отполирована рабочая поверхность “зеркала”, тем дальше будет виден "зайчик". Затем в центре пластины нужно аккуратно пробить круглое, до 0,5 см отверстие, через которое необходимо наблюдать за целью (самолетом, кораблем или машиной). Далее, не теряя объект слежения, поворачивать зеркало, с наружной его стороны, к солнцу. Когда Вы попадете солнечным "зайчиком" в цель, тогда начинаете медленно покачивать зеркало, создавая двигающиеся блики по всей площади объекта. Это исключит возможность того, что объект не увидит поданный знак, потому что неподвижное отражение может остаться незамеченным.

        В качестве материала для изготовления сигнального зеркала можно использовать любой обломок зеркала, зеркала заднего вида или отражатель фары автомобиля, жесть, фольгу, обертки от шоколада или конфет. Также далеко виден блеск хорошо отполированного широкого лезвия ножа, дна консервной банки или ножовочного полотна.

        Принцип работы такого "сигнального зеркала" прост. Нужно, удерживая зеркало одной рукой около лица или прижимая торцом задней стенки к щеке, повернуть его таким образом, чтобы отраженный "зайчик" был направлен в нужную сторону. Затем вытянуть другую руку в направлении цели и "посадить" эту цель на кончик поднятого вверх большого пальца. Поворачивая плоскость зеркала, добиться, чтобы отраженный блик попал на большой палец. Продолжая удерживать большой палец на объекте и одновременно в луче "зайчика", поворачиваться в направлении движения объекта. До тех пор, пока Вы будете видеть на срезе пальца цель и свет солнечного "зайчика", это будет  гарантировать, что сигнал направлен в сторону объекта. Медленно покачивая зеркало, создавать двигающиеся блики по всей площади объекта.

      Для того, чтобы понять принцип работы зеркала, Вам сначала необходимо потренироваться в подаче сигнала на небольших расстояниях.

В экстремальной ситуации нельзя ограничиваться подачей одного или двух сигналов. Сигнал бедствия будет эффективен только тогда, когда он подается комплексно: выкладка знаков на земле, огонь и дым, сигналы зеркалом, звуком и т.д. При этом не нужно забывать о самом человеке. Только в разнообразии подачи сигнала бедствия увеличивается вероятность, что его заметят.

        Чтобы привлечь к себе внимание в пределах визуального контакта необходимо эффективно использовать жестовые сигналы. Для этого нужно позаботиться о том, чтобы Вас хорошо было видно – выйти на открытое место, надеть, по возможности, яркую одежду,  размахивать яркими кусками ткани, а ночью использовать факел или фонарик.

        Как и с международными кодовыми знаками, которые выкладываются на земле, существуют знаки международной аварийной жестовой сигнализации. Они подают пилотам поисковых самолетов и вертолетов конкретную информацию. В этой таблице приведено много различных сигнальных знаков. Не всегда можно вспомнить все эти знаки, поэтому Вам нужно запомнить всего два сигнала, которые приняты и используются в наших, отечественных ВВС.

Снизившись, пилот разберет подаваемые Вами знаки кодовой таблицы и дым сигнального костра и, наконец, рассмотрит Вас самих и Вашу жестовую сигнализацию.